Автомобиль не роскошь - а средство индустриализации
В июле Герман Греф доложил Президенту, что за первые 6 месяцев этого года в Россию поступило прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на сумму эквивалентнуюю16 млрд. долларов США. Эта рекордная цифра позволила вице-премьеру Александру Жукову заявить: Россия стала еще более привлекательной для иностранных инвесторов!. Отметим, что его вышеупомянутая фраза была произнесена на прошедшем 2-м ежегодном форуме национального бизнеса: Экономика суверенной демократии: как России расти быстрее?. В контексте выступающего высокопоставленного чиновника эта фраза аргументировала отсутствие необходимости вносить какие-либо изменения в нынешнюю экономическую и бюджетную политику Правительства поскольку, по его мнению, это просто неразумно и даже опасно.
До сих пор Россия практически не воспользовалась возможностями экономического прогресса с помощью ПИИ. За последнее десятилетие в нашу страну были привлечены реальные инвестиции вдвое меньше, чем в Польшу, в 10 раз меньше, чем в Бразилию и в 30 раз меньше, чем в Китай. По накопленной за период, начиная с 1989 года, сумме прямых инвестиций на душу населения, Россия занимает одно из последних мест среди растущих рынков, включая Вьетнам и Филиппины. До настоящего времени Россия привлекала ежегодно чуть более 3 млрд. долларов США, в то время как мировые потоки составляют около 1 трлн.
Сложность положения усугубляется не только их мизерностью по отношению в ВНП (менее 2%), но и тем, что их потоки направляются отнюдь не в те отрасли и регионы, которые в большей степени нуждаются в модернизации. За последние 10 лет 80% ПИИ-потоков направились в торговлю и сырьевые отрасли. Г. Греф в своем докладе отметил, что вышеупомянутые 16 млрд. распределяются примерно на две равные части: на финансовый сектор и производственные компании. Процесс переориентации отечественной банковской системы на иностранный капитал грозит нам повторением восточноевропейского сценария пришли иностранцы и все скупили. В связи с этим вспомним высказывание одного из основоположников глобальной финансовой системы М. Ротшильда: Дайте мне управлять деньгами страны и мне нет дела, кто создает ее законы. Приток денег в промышленность, в основном, также связан с тем, что западные фонды прямых инвестиций начали интенсивно скупать контрольные пакеты акций российских средних предприятий. Такой приток ПИИ вряд ли можно считать большим успехом Правительства.
Следовательно, развиваясь в этом направлении, следует точно представлять как свои интересы, так и интересы активов, располагающих недостающими нам ресурсами. Кроме того, надо придумать, как заставить владельца иностранного капитала играть в вашу игру, реализуя ваши интересы. Для этого необходимо найти связующее звено интересов обеих сторон. Необходимо научиться использовать иностранный капитал в тех областях, которые выгодны, прежде всего, России и ее регионам, не идя на поводу сугубо корыстных интересов зарубежного капитала. В этом и заключается разработка необходимой стратегии - связать поставленные цели социально-экономического развития с главной задачей, - привлечь иностранный капитал в свою страну и заставить решать его наши национальные задачи.
В последнее время наметилась положительная тенденция вложения ПИИ в автосборочные заводы. Северо-Западный регион никогда не был ориентирован в этом направлении. Но сегодня, по темпам развития, он стал лидером среди других федеральных округов. После присоединения к имеющимся мощностям (Автотор-Калининград, Форд и Катерпиллер в Ленобласти; Скания, Яровир-Моторс в Петербурге) новых строящихся заводов Тойета, Ниссан и Дженерал-Моторс наш округ выйдет на второе место по объема производства после Поволжья. И это еще не завершение процесса. К Петербургу уже примеривалась компания Даймлер-Крайслер, объявила о строительстве сборочного производства (пока не определившись с местом строительства) Пежо и Ситроен, 7 других транснациональных автоконцернов ведут переговоры об открытии производства с российским правительством. В свете всего вышесказанного рассмотрим этот процесс более подробно.
Автопром регионам
Поставленная задача перехода на инновационный путь развития выдвигает технологическую политику в главный приоритет промышленной политики, поскольку инновационный уровень национальной экономики является надстройкой ее технологических возможностей. В Петербурге, как и в России в целом, потенциал высоких технологий базируется в основном на предприятиях ВПК и к настоящему времени значительно утрачен. На производственных предприятиях, работающих на выпуск продукции гражданского назначения технологии не соответствовали мировому уровню уже начиная с 70-х гг прошлого века. С тех пор ситуация еще более усугубилась. Практически во всех отраслях экономики существует жесткая зависимость выпуска продукции, соответствующей мировому уровню, от зарубежных материалов, технологий, оборудования, программных продуктов и компьютерной техники. Это говорит о том, что наш промышленный и оборонный потенциал не имеет необходимой степени свободы от внешних воздействий.
Как показывает мировой опыт модернизация индустрии за счет развития автомобилестроения это наиболее быстрый и эффективный способ роста высокотехнологичных отраслей, поскольку отечественный автомобиль является интегральным отражением уровня национальной индустрии. Обновленная производственно-техническая база позволит производить иную продукцию мирового уровня качества и для других секторов экономики, что, в конечном счете, позволит принципиально решить проблему экономической безопасности страны, следовательно, реально обеспечит суверенную демократию России.
Благоприятная конъюнктура продаж на российском рынке зарубежных автомобилей способствует реализации этого проекта. Объемы выпуска иномарок в России позволяют сделать прогноз о параллельном строительстве в ближайшее время производств традиционными иностранными поставщиками автопрома. Которые в свою очередь также будут заинтересованы в поставках по субконтрактингу более простых деталей Российскими предприятиями.
В последний год наметилась заинтересованность не только зарубежного автопрома, но и представителей иностранных компаний других секторов экономики в размещении заказов на продукцию в Санкт-Петербурге и других регионах Северо-Запада по следующим технологическим переделам: литье из металлов, металлообработка, литье из пластмасс, изготовление металлоконструкций. Благоприятной рыночной конъюнктуре противоречит техническое и технологическое состояние большинства промышленных предприятий. Поэтому необходимо активизировать разработку и реализацию соответствующих целевых региональных программ формирования кластеров поставщиков автопрома.
Что делать?
Территории Северо-Запада разные: большие и маленькие, густонаселенные и не очень, богатые природными ресурсами и обделенные ими, выгодно расположенные и забытые богом. Соответственно этим предпосылкам в регионах формируется уровень промышленного и сельскохозяйственного развития, складываются те или иные секторы экономики. Понятно, что от этого зависит и процветание проживающего там населения. Но что же делать, если никакими особыми преимуществами территория не обладает? Неужели необходимо смириться и только наблюдать за процветанием баловней судьбы?
К счастью есть удачный опыт в мировой практике, который должен вызывать оптимизм и желание, как минимум, повторить достижения подобных первопроходцев. Россия испытывает типичные трудности для страны догоняющего развития, пребывая в поисках новых технологий и идей, которые способны превратить ее в лидеры по темпам экономического развития. Простое копирование чужого опыта способно лишь для того, чтобы стать лучшим среди аутсайдеров. Главная задача состоит в том, как запустить на уровне региона инновационный механизм экономического роста. Только он поможет найти решение накопившихся острых проблем и дать толчок развитию реального сектора, главного локомотива любой экономики.
За прошедшие 15 лет в стране было много сделано: создана инфраструктура рыночной экономики, осуществлены преобразования собственности, укрощена инфляция. Новые собственники, пережив шок без терапии, тем не менее, приобрели навыки работы в конкурентной среде. Теперь настало время перейти от модели выживания в рыночной среде к модели социального процветания за счет эффективной рыночной модели. Для этого власти нужно иметь всего лишь два рычага: необходимый объем инвестиций и соответствующие стратегии социально-экономического развития регионов и территорий.
Одним из эффективных направлений подобной стратегии может быть создание территориального кластера поставщиков автомобильной промышленности. Нет такого субъекта федерации в котором полностью отсутствуют необходимые предпосылки для решения этой задачи. В первую очередь это связано с интеграцией в автомобильной промышленности всех отраслей экономики. Поскольку в каждом регионе существуют производственные предприятия, какая-то их часть, при соответствующих усилиях, способна производить хотя бы самые простейшие детали для автомобилей. Зато наградой этих усилий будет выход на огромный международный рынок. Ежегодно на нем реализуется более 40 млн. только легковых автомобилей. Вместе с грузовыми и автобусами он оценивается в несколько триллионов долларов.
Конкуренция вынуждает автогигантов постоянно искать новых поставщиков комплектующих, способных обеспечить необходимое качество, а так же надежность поставок по меньшей цене с учетом логистики. Следуя этой логике поставщики агрегатов ищут поставщиков узлов, а те, в свою очередь поставщиков деталей. Этот постоянный процесс создает возможность для всех способных в него войти, преодолев соответствующие препятствия. Основными для российских производителей являются:
- изношенность основных производственных фондов;
- отсутствие современных технологий производства и управления;
- несоответствие систем управления качеством выпускаемой продукции мировому уровню.
Но эти преграды являются временными и преодолимыми, в то время как российские предприятия имеют перед другими долгосрочные стратегические преимущества. Они связаны с тем, что Россия является единственной индустриально развитой страной мира, которая способна обеспечить свои нужды в необходимых энергетических и сырьевых ресурсах. При нынешней долгосрочной тенденции к обострению конкуренции за эти ресурсы между развитыми странами и новыми лидерами темпов экономического роста (Китай, Индия, Бразилия и др.) это стало главным конкурентным преимуществом России. Такая ситуация позволяет нам поддерживать более низкие издержки продукции промышленности за счет более низких, чем мировые, внутренних цен на энергоносители и сырье. Существует правда и опасность ликвидации этого колоссального преимущества в случае необдуманного вступления в ВТО.
Традиционно преимущества развивающихся экономик связывают с низкой стоимостью трудовых ресурсов. В тоже время это не совсем правильно. В стоимости конечного продукта массового производства совокупная заработная плата редко превышает 15-20 %. Поэтому способность российской экономики иметь издержки заведомо ниже мировых значительно важнее в конкуренции, чем низкая зарплата беднейших стран. Тем более, что в результате развития стоимость рабочей силы очень быстро растет.
Еще одним важным конкурентным преимуществом России является ее выгодное географическое положение. Во многом именно этот фактор является определяющим в лидирующей роли С.Петербурга. Выгодное географическое положение, близость границ с ЕС, возможность использования любого вида транспорта (морского, речного, воздушного, автомобильного, железнодорожного), превращают город в крупнейший логистический центр. Рассчитывая на использование этих преимуществ, к нам все более широким потоком идут зарубежные инвесторы, особенно те, кто специализируется в сфере транспорта и логистики. Благодаря инвестициям, создаются новые производства, реконструируются старые с использованием наиболее современных зарубежных технологий, развивается инфраструктура, появляются новые рабочие места.
Требующиеся для создания вышеуказанного кластера инвестиции не могут быть только частными. Ведь, что такое инновационный путь развития? Из опыта развитых стран известна соответствующая формула его финансирования 1 10 100. Это значит, что на каждый рубль фундаментальных исследований, необходимо выделить в дальнейшем 10 рублей на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и 100 затратить на внедрение. Таким образом, власти региона необходимо финансировать прикладные научные исследования. Опыт стран уже прошедших путь догоняющего развития (Япония, Южная Корея и др.) свидетельствует о том, что необходимы и государственные инвестиции для отбора и содействия в приобретении необходимых отечественному бизнесу зарубежных технологий. Не вкладывая в технологии необходимых средств об инновационном пути развития можно говорить только в качестве ритуальных заклинаний. Надежда на то, что рынок сам решит эту проблему не состоятельна.
В предшествующий период государство постоянно пыталось снизить свою роль в экономике в качестве лекарства от всех экономических болезней. Но экономическая де регуляция так и не привела к ожидаемой модернизации национальной экономики. Свободный рынок не может определить все нужды и предпочтения общества.
Зато регионы, реализующие подобный подход, получают и соответствующие дивиденды. Международный и отечественный опыт показывает, что каждый бюджетный рубль, вложенный в инфраструктуру содействия предпринимательской деятельности, через 2-3 года увеличивает на 4-6 руб. поступления в бюджет и до18-24 руб. приток на территорию дополнительных частных инвестиций. В какой коммерческой деятельности, в рамках закона, может присниться такая рентабельность?
В кулуарах вышеупомянутого Форума отечественного бизнеса Правительство сравнивали с корпорацией, которой руководит бухгалтерия. Такое отношение предпринимателей связано с политикой, проводимой Министерством финансов. Доктрина Кудрина (по определению ж-ла Эксперт) основывается на простой логике: если Россия будет иметь сильный профицитный бюджет, да еще большие золотовалютные резервы, да еще одну-две заначки типа стабилизационного фонда, мировые рейтинговые агенства будут исправно повышать нам страновые рейтинги и в страну рекой потекут иностранные инвестиции, благодаря которым мы сможем и экономику модернизировать. И рабочие места создавать. И налоговые поступления в бюджет увеличивать. В русском языке существует пословица: Простота хуже воровства!. В бизнесе существует правило: НЕ желание рисковать также опасно, как неоправданный риск. Подобные стратегии всегда заканчиваются банкротством.
Виктор Кругликов
Сергей Очкивский
На главную | Мои публикации | НПО "Айсберг" | Кадеты | Буровые работы и строительство газопроводов